Как выглядит потребительский спрос в кризис?
Автор: Екатерина Титкова, Руководитель направления исследований стратегии бренда
В июне 2022 года Kantar Россия провел опрос об изменении покупательского поведения за последние месяцы.
Первые результаты в статье.
В июне 2022 года мы провели опрос жителей России[1] о том, как изменилось их покупательское поведение за последние месяцы и об их планах на будущее. Ниже приводим несколько наблюдений, подробностями и деталями исследования готовы поделиться по запросу (форма внизу статьи).
Почти всё население заметило рост цен с февраля 2022, что было особенно критично для людей с низким уровнем дохода. В среднем по стране, большинство не столкнулось с отсутствием нужных им марок или товаров. Половина аудитории следит за изменением цен. Однако только 30% готовы пересмотреть свой привычный выбор в сторону более дешевого аналога, а 27% утверждают, что не готовы покупать непроверенные марки, даже более дешевые. Правильная ценовая политика и промо-активации безусловно важны, но не определяют выбор в 100% случаев[2].
На данном этапе кризиса большинство людей испытывают тревогу и волнение, при этом «замирают» и не готовы активно действовать, чтобы себе помочь. А вот от брендов покупатели ожидают реакции и действия, которые помогут преодолеть кризис в целом. Это относится ко всем возрастным группам, но среди старшей возрастной группы (56-64 года) позиция выжидания наиболее характерна. Не первый раз сталкиваясь с различными состояниями экономики, многие люди привыкли к определенному паттерну прохождения кризиса и не верят в возможность изменений своими силами. Поэтому поддержка от бренда необходима и высоко ценится, в том числе в коммуникации.
На этом этапе кризиса люди больше всего волнуются о себе и близких, ищут информацию и рассчитывают на взаимопомощь – в том числе помощь брендов
В связи с изменениями на рынке многие пересмотрели свой подход к покупкам: запаслись некоторыми категориями, покупки других отложили. И то, и другое подсказывает, что покупательский спрос восстановится не сразу и не в полном объеме. В зоне риска — менее важные для повседневной жизни категории, например, БАДы и декоративная косметика. А вот спрос на детское питание и гигиену остался на высоком уровне, как и на корм для животных, тут можно ожидать оживления рынка, когда запасы закончатся. Такая же история с алкоголем, которым запасся каждый 12й житель России.
В меньшей степени спрос снижается на такие категории, как товары для животных, детские товары и алкоголь